|
Реконцепция: вакцина для торговых центровПандемия оказала деструктивное влияние на сегмент торговой недвижимости в России и в Петербурге в частности. После гостиниц, которые были полностью заблокированы от туристического потока, торговый сегмент пострадал сильнее всего. Повлиял ли коронавирус на стоимость торговых объектов и интерес к ним со стороны инвесторов? Вернутся ли арендаторы в торговые центры? Спасёт ли реконцепция рынок торговых объектов? На эти и другие вопросы ответил Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. Формирование дохода собственников ТЦТорговый комплекс – это центр взаимовыгодных отношений операторов и девелоперов. Современный формат арендных отношений собственника ТЦ и арендатора подразумевает несколько форматов арендных расчетов:
Как правило, крупные операторы платят процент с оборота. Так работают Inditex (Zara, H&M), Макдоналдс и другие известные бренды. Это трафикообразующие операторы, которые демонстрируют высокие обороты и приносят соответствующий доход собственнику ТЦ. При профессиональном управлении объектом порядка 40% арендаторов – это крупные известные бренды, которые выполняют трафикогенерирующую функцию и приносят значительную часть прибыли. Но в 2020 вне зависимости от процента операторов, генерирующих трафик, торговые центры потеряли оборот из-за ограничений, связанных с распространением вируса.
В ковидных условиях ради сохранения устоявшегося тенант-микса (набора арендаторов) стороны шли на взаимные вынужденные уступки. Таким образом собственникам удалось сохранить ядро торгового комплекса и обеспечить доход после снятия ограничений. Отсутствие инвестиционного интереса: рискиВ 2020 году на рынке не было заключено крупных сделок по продаже торговых площадей. Инвесторы взвесили масштаб постпандемийных последствий, выраженных в отношениях с арендаторами, и не готовы были идти на огромные риски – было неизвестно, с каким процентом заполняемости торговый центр откроется по окончании локдауна.
Ситуация на рынке привела к росту ставок капитализации по торговой недвижимости. Это подкрепило опасения инвесторов, и вложения в покупку крупных стрессовых активов не были реализованы. Изменения потребительских привычекСо снятием ограничений до 80% потребителей вернулись в торговые центры, а средний чек их покупки снизился. Это говорит о покупательской осторожности. Спрос сместился в сторону товаров первой необходимости. Товары длительного потребления, отошли на второй план. Так наступила смена стратегии с потребления на накопление, что негативно сказывается как на торговых центрах, так и на экономике в целом.
Изменение стратегии потребления повышает риски при приобретении ТЦ. Возврат к привычной модели невозможно предугадать, так как вопрос массовой вакцинации еще не нашел практического применения, и не факт, что он будет одобрен большей половиной населения. Угроза торговому сектору: потребитель и арендаторВ первом приближении пандемия оказывает прямое влияние на изменение торгового сектора. Снятие ограничений с торговых центров не смогло обеспечить 100% посещаемости – около 20-25% людей все еще остерегаются общественных пространств, и велика вероятность их безвозвратного ухода. Это влечет падение трафика, что приведёт к высвобождению части площадей. Многие торговые операторы могут найти ведение онлайн-бизнеса наиболее выгодной концепцией, ведь это требует затраты лишь на аренду склада, поддержание сайта, рекламные кампании, и комиссию платежной платформе.
Предпосылки к реконцепции торговых площадейВопрос пересмотра эксплуатации площадей встал задолго до пандемии, когда интернет-торговля получила серьезное развитие. Уже в тот момент реконцепция торгового центра стала считаться неотъемлемой мерой для соответствия тенденциям рынка торговой недвижимости. Пандемия лишь ускорила этот процесс. ТЦ будущего: когда и каких перемен ожидать?Все рассмотренные явления позволяют допустить частичную смену функционала ТЦ в обозримом будущем. Доступность локаций торговых объектов даёт собственникам возможность интегрировать общественные пространства внутрь своего проекта.
Читайте также |
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону 748-22-38.
Скачать PDF
Ваша заявка успешно отправлена.
Исследование отправлено на Ваш e-mail
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону 748-22-38.
Заказ консультации
Спасибо за обращение. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону 748-22-38.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону 748-22-38
Предложить объект
Спасибо за обращение. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону 748-22-38.
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз..