Банки закрывают кассы

За два года число подразделений финансовых структур в России сократилось с 43,2 тыс. до 36 тысяч.

Для молодых внедрение онлайн-банкинга и переход от сберкасс к банковским терминалам стало своеобразным праздником - теперь не надо тратить время на очереди. Но от личного общения с операционистами готовы отказаться далеко не все представители старшего пок

Банк России фиксирует уменьшение числа банковских офисов по всей стране. Это вызвано отчасти снижением кредитной активности населения и переходом к цифровым технологиям. Теперь нет нужды лично идти в кассу, достаточно подключить интернет-банкинг и управлять счетом через компьютер или смартфон. Впрочем, этот совет не подойдет большинству пенсионеров, которые и впредь будут зависеть от наличия банковских отделений.

Проанализируем динамику развития (или стагнации) сети банковских подразделений в целом по России. В эту сеть входят дополнительные, кредитно-кассовые, операционные офисы плюс операционные кассы вне кассовых узлов.

Так, в начале 2014 г. насчитывалось 43 230 подразделений, в начале 2015 г. - уже 41 598 офисов, в начале 2016 года - 36 994, а 1 июля нынешнего года - только 35 616 подразделений. Данные по Северо-Западному федеральному округу и отдельно по Петербургу укладываются в рамки национальной тенденции. При этом нельзя сказать, что читатели жалуются газете на недоступность финансовых услуг.

Мы опросили экспертов - почему банкиры покидают улицы? Обозреватель портала «Банки.ру» Анна Дубровская считает, что часть офисов банковская система «теряет» из-за чистки рядов при отзыве лицензий у кредитных организаций. «Но главная причина - это перевод все большей части клиентов на дистанционные каналы обслуживания, такие как интернет-банк и мобильный банк», - полагает эксперт.

Банкирам попросту выгодно автоматизировать свои операции, поэтому клиентов подталкивают к переходу на цифровое обслуживание. Согласитесь, установить банкомат или удаленный терминал в торговом центре дешевле, чем арендовать помещение, сделать в нем хороший ремонт и нанять туда персонал. Так что сберкасс, скорее всего, будет все меньше.

«Чтобы увести клиентов в он-лайн, кредитные организации вводят у себя «заградительные» комиссии, - пояснила Анна Дубровская. - Допустим, за внесение наличных на счет через кассу. Зато в интернет-банке, в терминале или в банкомате эта операция для клиента будет бесплатной. Для более «безболезненного» перевода клиентов к новой модели обслуживания крупные банки раскошелятся на менеджеров-консультантов».

Заглянем еще дальше в будущее. Через пару десятков лет могут сойти с дистанции не только сберкассы и допофисы, но и мобильные банки. Останутся только чаты с ботами и менеджеры банков, общающиеся с клиентами через программы-мессенджеры. «Лично я в подобные предсказания не верю, - резюмировала Дубровская. - Мессенджеры не такой безопасный канал общения и тем более проведения транзакций, как специально разработанные банковские приложения».

Управляющий партнер консалтинговой компании IPG.Estate Иван Починщиков отмечает, что сокращение банковских офисов началось еще с конца прошлого года в «спальных» районах и на основных магистралях города. Банки имеют определенные планы продаж, которые в условиях низкой активности клиентов меняются. Оптимизацию проводят, в частности, и за счет закрытия наименее эффективных отделений банков. Также наблюдается тенденция изменения функций «плохих» отделений.

«Освобождаемые банками помещения занимают представители других отраслей экономики, - отметил наш эксперт. - Теперь около 28% всех площадей занимает активно развивающийся общепит, еще около 25% - одежные и обувные ретейлеры. На освобожденные площади претендуют федеральные и региональные продуктовые сети - «Дикси», «Магнит» и другие».

Управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин заметил, что банковский рынок одним из первых ощутил на себе влияние некоторой заморозки экономики. «Исключением служат лишь крупные банки, - говорит он. - Основная доля офисов банков располагается в стрит-ретейле. Однако сокращение числа офисов банковских структур не окажет сильного влияния на состояние рынка недвижимости».

Начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум Кредит» Ирэн Шкаровская согласна, что сокращение банковских сетей вызвано комплексом причин. «В условиях снижения доходов населения, сокращения потребительского спроса, падения объемов розничного кредитования банкам не требуется так много офисов, как раньше», - признает она.

Пока трудно прогнозировать, как изменится количество банковских офисов в ближайшие три года. Многое зависит от экономической ситуации в стране и бизнес-стратегий отдельных игроков на рынке. Очевидно, что доля онлайн-сервисов вырастет, но и традиционные банковские отделения по-прежнему будут играть важную роль.

Источник: spbvedomosti.ru

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть