Благоустройство с северным колоритом

Строительная пыль и голоса спорящих о формате и методах реализации программы благоустройства Москвы давно разнеслись за пределы столицы. При этом сегодня в комплексной реновации нуждаются центральные пешеходные площади и улицы многих городов России. В Санкт-Петербурге необходимость обновления некоторых частей исторического центра назрела особенно сильно, и в городе все еще хватает улиц и площадей, где не ступала нога искушенного туриста.

Наши улицы

Одной из основных стратегических задач развития Петербурга сегодня является формирование комфортной городской среды в историческом центре города. Это необходимо как для улучшения жизни самих горожан, так и совершенствования туристического потенциала Северной столицы, который за последнее время сильно вырос.
Однако реализовать этот потенциал получается далеко не полностью из-за медленного обновления городской инфраструктуры и ее приспособления к современным реалиям и потребностям рынка. Даже если не касаться вопроса инноваций и имиджа, над которыми Смольный старается работать все более активно, в городе все еще наблюдается проблема банально неосвоенных и неотремонтированных территорий в самом сердце Санкт-Петербурга. При этом существуют диаметрально противоположные мнения о том, каким должен быть центр города, и какими методами с ним работать.

И представители власти, и бизнесмены сходятся во мнении, что работать над созданием концепции общественного пространства центра города необходимо и необходимо масштабно. Важно понимать, что исторический центр Северной столицы является крупнейшим среди европейских городов, при этом туристические потоки здесь куда ниже, даже несмотря на положительную динамику последних лет.
В целом сегодня полноценных центральных пешеходных локаций в Санкт-Петербурге не так много: Малая Конюшенная, Малая Садовая, Большая Московская улицы, улица Правды, улица Рубинштейна и частично 6−7 линия В.О. на участке между Средним и Большим проспектами. Наиболее благоустроенными и дорогими с точки зрения арендных ставок среди них можно считать Малую Конюшенную и Малую Садовую улицы из-за близости к трафику Невского проспекта и огромной популярности среди туристов и жителей города. Из минусов этих локаций можно отметить недостаток скамеек, и слишком малое по сравнению с Европой, количество велосипедных парковок.

С мертвой точки

В 2016 году Санкт-Петербург посетили около 5 млн туристов, что на 450 тыс. больше, чем в 2015 году. Однако, к примеру, Венецию, площадь которой в десять раз меньше одного только центра Северной столицы, посещают порядка 15−16 млн туристов в год. Одной из причин такого обидного дисбаланса является медленное благоустройство центра города и освоение его цивилизованным бизнесом. Однако за последние несколько лет в Петербурге все же стали появляться первые положительные примеры комплексного обновления депрессивных и концептуально устаревших городских территорий в потенциально ключевых локациях. Пусть медленно и далеко не такими стахановскими темпами как в Москве, но прогресс на этом направлении существует.

Так, недавно была проведена организация общественного пространства на Сенной площади. В середине октября там были демонтированы торговые павильоны на территории более 15 тыс. кв. м. Визуальное расширение пространства создало заметный потенциал для развития операторов, занимающих помещения в зданиях, обрамляющих площадь. В будущем можно прогнозировать, что эта локация станет одной из самых интересных пешеходных зон, в связи с этим можно ожидать дальнейшей ротации арендаторов.
По словам Юлия Корчемной, руководителя направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге, из основных торговых коридоров благоустройство коснулось только Сенной площади, и мы видим его влияние на рынок стрит-ритейла. "За последний год на Сенной площади и прилегающих участках Садовой улицы поменялись около 20% арендаторов. При этом две трети изменений произошли именно в последние два квартала, после сноса ларьков. Среди произошедших изменений следует отметить открытие магазина "Хорошая связь", Moo Moo Burgers, скорое открытие "ЧебуRoom" и Ketch Up Burgers. При этом если год назад вакантными были около 4% площадей на Сенной площади и прилегающей части Садовой, то сейчас свободных помещений нет. Остальные центральные улицы меняются за счет ротации арендаторов, которые при открытии нового проекта сами облагораживают фасады и прилегающую территорию. Город благоустройства этих улиц не проводил, наблюдающиеся изменения — это скорее влияние самого стрит-ритейла", — отметила эксперт.

Руководитель проектов торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко напоминает, что в августе 2016 года статус пешеходной получила небольшая часть Большая Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба, она превратится в многофункциональное пространство. "Центральная часть будет использоваться для выставок и экспозиций с элементами озеленения и фонтаном. Боковые части улицы останутся в распоряжении пешеходов. Сейчас это наиболее популярная локация среди сувенирных магазинов, здесь очень высокие туристические потоки. Впоследствии, после завершения работ по благоустройству, эта локация, по нашим прогнозам, может стать популярной среди операторов общественного питания, если существующие помещения street-retail приведут в соответствие с требованиями арендаторов этого сегмента", — отметила Лапченко.

Кроме этого, владельцы многих магазинов сегмента luxury указывают на то, что Большая Конюшенная улица сегодня становится более популярной среди туристов и жителей города отдыхающих в центре. Это одна из причин, по которой многие премиальные бренды присматриваются к Старо-Невскому проспекту, который превратился в новую luxury-локацию, после переезда туда Louis Vuitton. Здесь уже появились такие бренды первой величины как Louis Vuitton, Chanel, Fendi, Valentino, скоро откроется Dior. На сегодняшний день на Староневском проспекте представлены десять магазинов luxury и 14 магазинов premium. Ставки в данной локации выросли более чем в два раза с момента анонсирования открытия Louis Vuitton. До конца года ставки вырастут еще примерно на 10%.
Также, по словам Анны Лапченко, в связи с открытием "Новой Голландии" новый толчок к развитию получила и территория вокруг объекта. "Уже сейчас мы отмечаем интерес со стороны кафе и ресторанов к помещениям на Конногвардейском бульваре и Площади Труда. В ближайшее время ставки в этой локации вырастут на 10%", — подчеркнула специалист.

По мнению директора отдела торговой недвижимости компании, IPG. Estate Михаила Рожко, проведение работ плохо сказывается на посещаемости торговых точек. "Зато после благоустройства трафик может вырасти на 5−7% по сравнению с "доремонтными" показателями. "Самый свежий масштабный пример — благоустройство Сенной площади, где эти события положительно сказались на популярности стрит ритейла на площади, которые теперь может не конкурировать с бесконечными ларьками и лотками и генерировать большее количество прибыли", — подчеркнул Рожко.
В целом, по информации JLL, ротация арендаторов на главных торговых улицах во 2-м квартале 2017 года составила 5,9%, сократившись на 0,8% в сравнении с предыдущим кварталом и на 1,9%. – с апрелем-июнем прошлого года. Снижение ротации наблюдалось на большинстве центральных магистралей, в частности на основной части Невского проспекта до площади Восстания и Старо-Невском проспекте. Также аналитики указывают на то, что во 2-м квартале максимальные ставки аренды, характерные для основной части Невского проспекта, не изменились и составили 7,5-13 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц. В то же время на некоторых улицах наблюдается небольшой рост ставок аренды, в пределах 10%, в частности, на Садовой улице из-за улучшения визуализации Сенной площади после реконструкции и на улице Рубинштейна вследствие высокого интереса со стороны рестораторов к этому торговому коридору. Все это свидетельствует о повышении активности бизнеса на самых благоустроенных и популярных торговых коридорах города.

Данные примеры реновации городского пространства можно назвать успешными, однако суммарно в общегородском масштабе они не столь велики. Пожалуй, наиболее хрестоматийным вариантом популяризации места "по-петербургски" можно назвать историю формирования нового облика уже упомянутой улицы Рубинштейна. Путь этой улицы от ветхого и разношерстного коридора на ответвлении от Невского проспекта до самой модной и динамично развивающейся ресторанной точки в городе занял почти 20 лет. Главная проблема Сенной площади, "Новой Голландии" и улицы Рубинштейна заключается в том, что ждать их омоложения пришлось очень долго. Виной этому в том числе стал и застарелый клубок противоречий между политикой Смольного интересами бизнеса.

Классовая борьба

Представители бизнеса активно выступают за продуманную политику развития исторических частей Санкт-Петербурга. Однако они часто жалуются, на то, что сегодня все еще крайне трудно работать над проектами в связи с частой изменчивостью правовой среды, непрозрачностью регламентов, и слабостью функционирования муниципалитетов. Как не прискорбно об этом говорить, но, несмотря на всю противоречивость политики реализации программ благоустройства в Москве, она ведется куда более форсировано и эффективно. И дело тут не только в более высоких возможностях финансирования, но и лучшей правовой подготовке, меньшему уровню бюрократии и мобильности принятия решений. Так, на благоустройство и охрану окружающей среды в Санкт-Петербурге только в 2017 году из бюджета выделено 7,4 млрд рублей.

Как ранее отмечала в рамках круглого стола ОНФ в Петербурге "Формирование комфортной городской среды", Лариса Канунникова, замглавы комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, при формировании программы благоустройства необходимо не только принимать во внимание пожелания граждан, но и узнавать о планах дорожных служб и ресурсных организаций. "Это нужно для того чтобы не возникало ситуаций, когда на улице завершается благоустройство, а на следующий день туда приходят энергетики ломают новое дорожное покрытие для проведения ремонта. Подобные несостыковки являются частыми спутниками большинство программ благоустройства. И это стоит бюджету сотни миллионов рублей в год", - подчеркивает Канунникова.
Таким образом, в городе формируется своеобразная дилемма, при которой все готовы к диалогу, однако диалог это звучит на разных тональностях. Предприниматели говорят о том, что готовы вести бизнес цивилизованно, но власти тормозят любые процессы в этом направлении. Представители Смольного, в свою очередь, согласны с тем, что малый бизнес — это краеугольный камень развития центра города, но он часто ведет себя некорректно и даже безответственно по отношению к формированию визуального облика улиц и площадей.

Выйти из этой ситуации можно лишь посредством диалога, который слышат обе заинтересованные стороны. По крайней мере, власти не должны постоянно менять правила игры в зависимости от колебаний настроений и смены команд комитетов. А бизнес при этом должен неукоснительно и добросовестно соблюдать эти правила в их стабильном виде. В совокупности эти меры в будущем смогут в еще большей степени раскрыть культурный, туристический и социальный потенциал Петербурга.
Источник: arendator.ru

ОБЗОР РЫНКА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017 ГОДА: ТОРГОВЫЙ СЕКТОР

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

Закрыть