Финны уходят, франшиза остается

Финская розничная компания Stockmann продает свой последний в России актив и окончательно покидает российский рынок. Как отмечает генеральный директор Лаури Вейхалайнен, избавление от актива позволит компании сконцентрировать усилия на развитии магазинов в Финляндии и странах Балтии. Еще несколько лет назад руководство признавало российские универмаги убыточными. Впрочем, франчайзи финской компании Stockmann АО «Стокманн» (Reviva Holdings Limited) в результате закрытия сделки 31 января 2016 года получил под свое управление 7 торговых точек. С помощью франчайзинга сеть магазинов под этим брендом планируют развивать и дальше, заявляют в компании. Эксперты оценивают шансы этого бизнеса в целом как довольно высокие.

Финская компания розничной торговли Stockmann, присутствовавшая в России с 1989 года, окончательно покидает отечественный рынок. Фирмой был подписан договор cчешским холдингом PPF Real Estate (специализируется на строительных услугах и управлении недвижимостью) о продаже ТК «Невский Центр» в Санкт-Петербурге за 171 млн евро. Об этом говорится в информационном сообщении ритейлера, распространенном во вторник 16 октября.

Объект был последним в стране активом Stockmann. После налоговых выплат вырученная PPF Real Estate сумма сократится до 139 млн евро. Окончательно сделка закроется только после одобрения ФАС ближе к концу текущего года. По словам генерального директора Stockmann Лаури Вейхалайнена, избавление от актива позволит компании сконцентрировать усилия на развитии магазинов в Финляндии и странах Балтии. Кроме того, данный шаг поможет достигнуть финансовой гибкости и сокращения баланса компании.

За 8 лет с момента открытия «Невского центра» ритейлер вложил в его развитие 185 млн евро. К настоящему моменту здесь расположилось боле 90 арендаторов на площади в 46 тыс. кв. м. Якорным арендатором является франчайзи финской компании АО «Стокманн» (Reviva Holdings Limited). В результате закрытия сделки 31 января 2016 года под управление Reviva от Stockmann перешло 7 торговых точек. Компания намерена и дальше развивать магазины этого бренда по франшизе. Совсем недавно был запущен интернет-магазин, а в 2019 и 2020 годах предстоят открытия новых торговых площадей. Таким образом, в последние годы финны были лишь хозяевами здания в Санкт-Петербурге, которое уже давно пытались продать. «Текущая сделка с ТК «Невский центр» не окажет влияния на действующий бизнес франчайзи», – говорит генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов. По его мнению, Stockmann остается известной сетью на российском рынке, со сложившейся группой потенциальных покупателей и имеет высокие шансы на успешное развитие в будущем.

По словам старшего аналитика отдела исследований рынка CBRE Константина Будагяна, активное использование франшизы характерно и для других иностранных сетей. В последнее время Burger King и McDonald’s используют франчайзинг для развития, ускоряя рост сети за счет привлечения ресурсов франчайзи. «При этом российский франчайзи АО «Стокман» имеет более глубокое знание российского рынка, чем финский франчайзер, и не несет капитальных затрат на строительство», – отмечет эксперт.

Убыточность финской компании на российском рынке Константин Будагян связывает, в первую очередь, с позиционированием сети в сегментах «средний+» и «премиум» на фоне девальвации рубля. Сеть была в большей степени востребована до девальвации рубля в конце 2014 года. При этом значительная часть товаров в ассортименте была импортной и на посткризисном рынке, в условиях сокращения потребления, предложения Stockmann стали менее востребованными. «Также, вероятно, на бизнес компании повлияло развитие рынка торговой недвижимости в целом, – считает директор по развитию бизнеса Cushman & Wakefield Ольга Ясько. – Теперь по каждому отдельному торговому профилю, представленному в универмаге, усилилась конкуренция, и удерживать потребителя стало сложнее. Кроме того, вследствие кризиса, потребитель стал более рачительным и склонным к большей экономии. Поэтому размер целевой аудитории сократился, а ее покупательские привычки изменились. Вероятно, оператор не успел отреагировать на подобные изменения».

Среди прочих возможных причин убытков руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate Валерий Трушин называет накопление нереализованного потребительского спроса, а также развитие интернет-торговли, где предлагаются те же бренды, но по более низкой цене. «Более того, так сложилось, что в России не складывается ситуация с универмагами, несмотря на развитие этого формата в Советском Союзе, – говорит эксперт. – Сегодня в каждой крупной столице мира есть большой универмаг на 5-6 этажей с корнерами разных марок, широким выбором. Это могут быть сетевые игроки – не только Stockmann, но и, например, Debenhams, который, кстати, тоже ушел из России в 2017 году. В России такая культура пока развита слабо, хотя в Москве есть ЦУМ, в Петербурге ДЛТ».

Среди других крупных сделок с участием иностранных компаний, прошедших в этом году, Константин Будагян отмечает продажу финской компанией Kesko сети магазинов «К-Раута» французской Leroy Merlin. Также прошла продажа австрийской компанией Immofinanz нескольких торговых центров петербургской Fort Group. Кроме того, в августе 2018 года об уходе с российского рынка заявила немецкая сеть MediaMarkt, говорит Александр Морозов.

Эксперты отмечают, что, хотя некоторые иностранные компании и принимают решения об уходе с отечественного рынка, назвать это устойчивым трендом сейчас нельзя. «Конечно, российский рынок покидают международные бренды, но, за исключением пика в кризисные 2014-2015 годы, это, пожалуй, единичные случаи», – говорит Ольга Ясько. По мнению эксперта, скорее участились случаи отказа от выхода или отсрочки выхода на рынок России. И причины тому могут быть разные: переоценка рынка, неправильный выбор локаций для открытия магазинов, опасения по ухудшению ситуации и решение в этой связи сосредоточиться на более стабильных и лояльных бренду рынках и так далее.

Источник: arendator.ru

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть