Мундиаль уехал, инфраструктура осталась

12 августа в России отмечается День строителя. Что будет с построенными к чемпионату мира по футболу — 2018 стадионами, дорогами и другими объектами

Чемпионат мира по футболу в России – уже история. Обычно от таких меро­приятий ожидают не только краткосрочного эффекта в виде роста туристического потока, но и долгосрочных «дивидендов» от построенной инфраструктуры. Эксперты выяснили, что было построено к чемпионату и как это будет использоваться в будущем.

ЧМ в цифрах

По данным оргкомитета чемпионата мира, на подготовку было потрачено 683 млрд рублей – это самый высокий показатель в истории. Из них 265 млрд руб. ушло на спортивную инфраструктуру, 228 млрд – на транспортную, 74 млрд – на жилищную и медицинскую, еще 116 млрд составили операционные расходы.

Экономический эффект от чемпионата, по оценке Центробанка, выразится в росте розничной торговли, продаже гостиничных, ресторанных и транспортных услуг. По данным Ростуризма, города ЧМ посетили более 5 млн туристов, включая почти 3 млн иностранцев. Основной поток пришелся на Москву (около 2,7 млн человек), Санкт-Петербург (более 600 000) и Сочи (более 500 000).

Обычно такие мероприятия не окупаются напрямую, но могут дать экономический эффект в перспективе благодаря эксплуатации новых объектов. Правительство со ссылкой на подготовленный для него отчет Mckinsey заявляет, что в течение ближайших пяти лет инфраструктура, построенная к ЧМ, будет приносить дополнительные 150‑210 млрд рублей ежегодно.

Стадионы – переизбыток мест

Матчи чемпионата мира приняли 12 стадионов в 11 городах. В Ростове, Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Калининграде и Саранске были построены новые стадионы. В Екатеринбурге формально обозначена реконструкция старого стадиона, но по факту он был построен с нуля на прежнем месте. Еще четыре стадиона – «Открытие Арена» и «Лужники» в Москве, «Фишт» в Сочи и «Санкт-Петербург» – были сданы в 2013‑2017 годах. Еще 21 млрд руб. из федерального бюджета был потрачен на строительство и реконструкцию 92 тренировочных полей.

Построенные стадионы будут переданы местным футбольным клубам. При этом дальнейшая их окупаемость зависит от посещаемости. Вместимость стадионов, построенных и реконструированных к чемпионату мира, составляет не менее 45  000 зрителей.

При этом, по данным IPG Estate, в данный момент лишь два стадиона в России заполняются на 80‑90 процентов – это «Открытие Арена» и «Зенит Арена», на которых играют ФК «Спартак» и «Зенит». По оценкам экспертов, после ЧМ-2018 стадионы, которые в дальнейшем будут использоваться для проведения матчей Премьер-лиги (самая популярная лига российского футбола), смогут окупиться в более короткие сроки, привлекая болельщиков и зарабатывая на этом.

Сложнее придется стадионам, на которых играют клубы, не входящие в Премьер-лигу: болельщиков у них меньше, а права на телетрансляции матчей стоят дешевле. Содержание стадионов станет для них дополнительной нагрузкой, которую понесут либо спонсоры, либо власти. Помимо проведения матчей на стадионах можно зарабатывать за счет организации массовых мероприятий – например, концертов и фестивалей.

Транспорт: не все удалось

Несмотря на то, что расходы на строительство транспортной инфраструктуры составили около трети от всех трат на организацию чемпионата, многие запланированные проекты не были реализованы.

Так, в заявочной книге упоминалась организация скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Сочи, строительство высокоскоростной железнодорожной линии, предназначенной для международных поездок в страны ЕС, создание прямой железнодорожной линии Москва – Вена с широкой колеей. Было также обещано, что все аэропорты в городах, принимающих ЧМ, получат железнодорожную связь с центрами этих городов по типу аэро­экспресса в Москве.

Крупнейшими объектами транспортной инфраструктуры, построенными к ЧМ, стали новые терминалы в аэропортах Санкт-Петербурга, Москвы (Шереметьево B), Самары, Волгограда и Нижнего Новгорода, а также модернизация терминала аэропорта Кольцово в Екатеринбурге и новый аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. По данным JLL, в результате появления нового аэропорта Ростовская область стала регионом с самыми высокими расходами (59 млрд руб.) на транспорт­ную инфраструктуру среди всех регионов России. Кроме того, было реконструировано и модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станций.

В двух городах – Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде – были построены новые станции метрополитена. В Северной столице открылись две новые станции – «Новокрестовская» и «Беговая», в Нижнем Новгороде – одна, «Стрелка».
Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог составила 178 км. Основные трассы, на которых обновили дорожное покрытие, – это M7 «Волга» в Москов­ской и Владимирской областях, M5 «Урал» в Самарской области, Р-239 в Татарстане и Р-22 «Каспий» в Волгоградской области.

Некоторые гостиницы сменят назначение

Единственная статья правительственной программы, которая должна была целиком финансироваться за счет средств инвесторов, – строительство новых гостиниц – была в итоге сильно сокращена. Из 62 отелей, запланированных к строительству в 2013 году, было возведено лишь 19, остальные исключили из программы.
В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи и Калининграде, где развит деловой и познавательный туризм, прирост гостиничного фонда произошел естественным путем.

В остальных городах – Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону – объекты строились специально к чемпионату. На рынок этих городов вышли международные сети: Lotte в Самару, Four Points by Sheraton и Mercure в столицу Мордовии, Courtyard by Marriott, Radisson Blu в Ростове-на-Дону, Hampton By Hilton, Park Inn by Radisson, Hilton Garden Inn в Волгограде, Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin, Courtyard by Marriott, Hampton by Hilton в Нижнем Новгороде.

Заполняемость гостиниц, по оценкам экспертов, в период чемпионата составила около 90 процентов против обычных 54 процентов. Однако после окончания мундиаля поддерживать такой спрос на гостиничные номера не удастся. Относительно востребованными останутся гостиницы в туристических и деловых центрах. А вот Нижний Новгород, Саранск, Волгоград, Самара и Ростов-на-Дону, по прогнозам IPG Estate, столкнутся с проблемами при заполнении гостиничных объектов, поскольку программы познавательного и делового туризма в данных регионах развиты слабо.

Логичное решение приняли в Саранске, построив гостинично-жилой комплекс «Тавла», который на момент мундиаля функционировал как «олимпийская деревня» для туристов, а впоследствии выйдет на рынок жилья. В других городах, где прирост номерного фонда составил 10‑20 процентов, по прогнозам IPG Estate, собственники могут принять решение переформатировать гостиничные объекты под другие коммерческие функции, например офисный центр, МФК.

Источник: msk.mr7.ru

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть