Нужны ли городу креативные пространства по льготным ставкам аренды? Где и какие? И кто измерит креативность?

Депутаты ЗС приняли в первом чтении законопроект о креативных пространствах, предложенный Смольным. Хотя и раскритиковали его весьма ядовито.


Елена БОДРОВА, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:

Арендные платежи, которые собирает Смольный с городских помещений, в общем объеме бюджетных поступлений занимают очень небольшую долю — на уровне статистической погрешности. Поэтому любое использование городского имущества для экономического и психологического (потому что креативная экономика подразумевает особую психологию участников) развития имеет будущее. Льготы креативным бизнесам нужны существенные. Ставку надо снижать на 50%, по крайней мере: они не на прибыль ориентированы.
Важно, чтобы такие пространства не были сосредоточены только в центре, где они уже сейчас конкурируют друг с другом, а открывались и в спальных районах. Уровень их полезности и креативности я бы замеряла очень просто: если люди туда идут, они востребованы, там есть жизнь и движение — значит, все работает. Главный плюс таких пространств — их способность быстро трансформироваться под любые социальные задачи. Сегодня там можно провести конференцию, завтра — свадьбу, послезавтра — занятие йогой для пенсионеров.
Удачным примером для Петербурга я считаю «Бутылку» в Новой Голландии, но сама больше люблю «Голицын лофт» напротив Инженерного замка за то, что там сосредоточено много разнообразных историй: дизайнерская одежда, барбершоп, художественная галерея, антикафе…

Николай АНТОНОВ, партнер и генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью»:

Креативность стала, конечно, ругательным словом, но креативные пространства — это тренд, и нет смысла от него отворачиваться или отставать. Особенно Петербургу. Под этими бизнесами, как бы причудливо они ни выглядели, всегда есть денежный поток. Между тем город как хозяйственник не всегда даже владеет информацией о том, какое имущество у него есть на балансе, в каком оно состоянии и какие профиты из него можно извлечь. Я бы вообще отдавал заброшенные здания в аренду за рубль на 49 лет, лишь бы их привели в рабочее состояние и нормально эксплуатировали. Давно надо было это сделать. А бизнес, уж поверьте, за 49 лет точно отобьет любые инвестиции. Возникнет много мест для предпринимательской деятельности миллениалов, молодежь найдет себе дело. Посмотрите, какая красивая история получилось с дачей Бенуа. В коммерческом смысле она более традиционная: сгоревшие здания перешли к инвестору на торгах. Но там, где раньше были руины, теперь открылась школа Бенуа, клубное пространство, ресторан — разве плохо?

Виктор БОГОРАД, художник, почетный академик РАХ:

Я — только за. Такие «точки притяжения», как Пушкинская, 10, галерея «Эрарта», лофт-проект «Этажи», вполне успешно работают и выполняют свои функции. Там полно молодежи, там проходят выставки, лекции, семинары и мастер-классы. Конечно, таких центров должно быть больше.
Во втором дворе на Пушкинской, 19 ютится театр «КукФо» (кукольный формат). Очень достойный коллектив, с международной известностью; его спектакли получали «Золотые маски»… Им откровенно тесно в старом помещении.
Или вспомнить недавний скандал вокруг «Лицедеев». Их выселяют из здания, которое для них же и строили! Это все ужасно, но, может быть, и «Лицедеям» было бы уютнее не в бизнес-центре, а среди близкого по духу народа? Есть уйма молодежных творческих объединений, которым некуда приткнуться… Другое дело, что искусственно создавать такое пространство сложно. Оно должно само вырасти, обычно — вокруг каких-то лидеров.
Жестко отделять коммерцию от креатива не надо, да и не получится. И на Пушкинской, и в «Этажах» есть кафейки, магазинчики и пр. Но они не главные. Важно, какая функция преобладает.

Рафаэль ДАЯНОВ, руководитель АМ «Литейная часть-91»:

Первое и главное: говорите по-русски. Чиновники и законодатели должны изъясняться на родном языке, а не употреблять иностранные термины, значения которых не понимают. Что такое креатив? Творчество, давайте так и называть.
Непонятно, как хотят обустраивать эти творческие пространства в заброшенных зданиях. Это что, будем устраивать сквоты? Но это мы проходили в 1990-е: классический пример — Пушкинская,10, но это прошлый век. Мне кажется, город как собственник прежде всего должен подумать об их обустройстве под более необходимые функции. Я бы предпочел, чтобы заброшенное здание реконструировали под спортивную школу, а не высасывали из пальца что-то непонятное. Это уже стало поветрием: если не могут придумать хорошую функцию, сразу говорят о креативном пространстве и музее современного искусства. У нас столько художников нету!

Светлана ДЕНИСОВА, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

Есть у города и более насущные проблемы, например, организация парковок. Но мысль про креативные пространства возникает тогда, когда более практичное использование неочевидно. Понятно, что здание достойно, чтобы его сохранить, но функционал не прочитывается, вот и прибегают к этой «палочке-выручалочке».
Оценка креативности как раз и вызывает многие (и правильные) опасения. Измерить это невозможно и непонятно. Я думаю, нужно идти от обратного. Если здание не находит применения в рамках практичных функций, тогда, чтобы его спасти, можно сохранить его как креативное пространство. Правда, в городе много заведений, предназначенных для творчества, и в первую очередь — объектов культуры, используется не на полную мощность. Почему не туда направить креативность?
Думаю, такие пространства нужны там, где надо приблизиться к людям. Невозможная диспропорция: центр перенасыщен такими объектами, а в спальных районах их нет. Они должны быть в первую очередь направлены на творчество детей и молодежи, возрождать кружки и секции.

Максим ЖАБИН, зам. генерального директора ООО «Лиговский канал»:

Я только за. Надо отдавать в частные руки. Но нужно, с одной стороны, установить какие-то правила, а с другой — руки нельзя связывать, так как креатива без свободы мысли не бывает. Арендаторы должны иметь возможность творчески подходить к оформлению и использованию этих помещений.
Я бы расширил спектр использования, разрешив в том числе и коммерческую деятельность, но без банального общепита и магазинов. Можно сдавать помещения в субаренду под мастерские молодых и креативных.
Насчет измерения креативности, думаю, что как раз на стадии определения критериев вся затея может и закончиться.
Удачные примеры — это в первую очередь «Новая Голландия». Пространство «Ткачи» мне очень понравилось, да и другие объекты есть в Петербурге.

Эдуард ТИКТИНСКИЙ, президент RBI (входят компании RBI и «Северный город»):

Если говорить о редевелопменте депрессивных промзон, могут быть востребованы как креативные пространства, так и, например, деловые центры, паркинги и т. д. Но в целом креативные пространства городу, несомненно, нужны. Я не считаю это просто модным термином — достаточно посмотреть на успешные примеры, такие как «Новая Голландия» в Петербурге или «Гараж» в Москве. Мы работаем над двумя проектами девелопмента с функцией арт-кластера. Это творческие студии ArtStudio на 2-й Советской улице, а также наш новый проект на Барочной, где в рамках сохранения исторического здания Левашовского хлебозавода мы планируем создать общественное пространство. Важное место в нем займет тема блокады. Помимо музея хотим к 2022 году создать в этом месте сквер, помещения для лекций, выставок, мастер-классов и т. д.

Николай ПАШКОВ, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:

Привлечение различных креативных индустрий в старые депрессивные районы — это уже значимый тренд на рынке недвижимости Петербурга независимо от инициативы городских властей. Такие проекты не могут быть высокомаржинальными. Возможность платить небольшую арендную ставку — одно из критически важных условий для их существования и развития. Так что инициатива в целом хорошая. Вопрос — насколько это все будет проработано, насколько критерий креативности будет корректно описан и применен. Как показывает практика, нормативная база у нас не всегда соответствует сегодняшним реалиям.

Иван ПОЧИНЩИКОВ, управляющий партнер компании IPG.Estate:

Креативные пространства — отдельное направление коммерческой недвижимости, которое должно развиваться как количественно, так и качественно. Сегодня в городе успешно функционируют и развиваются «Ткачи», «Этажи», ArtPlay, «Новая Голландия», «Севкабель». На мой взгляд, такие пространства должны представлять mixed use в различных форматах, сочетая деловые, образовательные, развлекательные функции, синергия которых станет залогом успеха и доходности. Если говорить о зарубежных проектах, можно отметить Kaappeli (Хельсинки) в бывшей кабельной фабрике Nokia, Korjaamo (Хельсинки) на месте бывшего трамвайного депо, MoritzBastei (Лейпциг) на месте оставшегося бастиона крепости 16-го века в центре города, KulturBrauerei в бывшей пивоварне в Восточном Берлине.

Василий ДОВБНЯ, директор департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге:

Появление креативных или творческих пространств, несомненно, тренд. В России это направление развивается уже на протяжении десяти лет. Центры социального притяжения могут вдохнуть новую жизнь в ветшающие постройки. Однако таким зданиям, скорее всего, требуется капитальный ремонт, затраты на который вряд ли смогут взять на себя операторы, даже если аренда будет практически бесплатной. По нашим оценкам, на данный момент в Петербурге открыто более 110 подобных пространств, общая площадь которых составляет около 300 000 кв.м. Это различные антикафе, выставочные и концертные площадки, коворкинги, шоу-румы российских и иностранных дизайнеров, модные общепиты, а также мультифункциональные пространства.

Станислав СТУПНИКОВ, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

Учитывая высокие вложения инвесторов в такие проекты, низкая ставка аренды — это ключевой параметр их жизнеспособности и окупаемости. Второй параметр — длинный долгосрочный договор минимум на пять лет. Как правило, они открываются в зданиях, которые ни одному другому направлению бизнеса не интересны с экономической точки зрения. Стоит оговориться, что в последнее время более актуально становится понятие общественных пространств. Наполнение сильно зависит от таких факторов как локация, история здания и его площадь, а также, например, имеется ли там рекреационная территория.

Марк КАЛИНИН и Дмитрий СИМАНОВСКИЙ, соучредители группы Genius Loci:

Креативные пространства, безусловно, нужны. Они дают возможность инициативным молодым людям реализовать их творческие планы и представить продукт горожанам и туристам. Они нужны в каждом районе, так как это почва для формирования местных сообществ; они становятся творческим и досуговым центром для горожан. Совмещение творческого и коммерческого потенциала молодежи позволяет таким пространствам меньше зависеть от колебаний рынка. В них создается своя атмосфера, они служат катализатором локальных преобразований, позволяют более равномерно распределять общегородское благо.

Среди удачных примеров можно выделить такие креативные центры, как NDSM (Амстердам) — мини-городок из контейнеров в старых доках общей площадью 20 000 кв.м; Brotfabrik (Вена) — лофт в здании старого хлебозавода (68 000 кв.м); Telliskivi (Таллинн) — творческий кластер в 10 зданиях бывшего завода (54 000 кв.м). В России: «Тайга» (закрыто) — творческий кластер в старинном особняке на Дворцовой набережной; ArtPlay (Москва) — 31 000 кв.м; «Красный октябрь» (Москва) — бывшая шоколадная фабрика (50 000 кв.м); Flacon (Москва) — бывшие здания хрустально-стекольной фабрики (22 000 кв.м).

Источник: nsp.ru

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть