Отложить дела на зиму

Сегодня на долю России приходится менее 3% конгрессно-выставочной деятельности в мире. Но динамика роста этого сегмента, как и всей индустрии гостеприимства в стране, положительная, а главное — здесь сохраняется потенциал для роста. Петербург занимает второе место после столицы по привлекательности для проведения деловых мероприятий. Основные проблемы, тормозящие любой туризм, — сезонность и визовый режим.

Конгрессный туризм (MICE tourism — meetings, incentives, conferences, events) генерирует основной поток бизнес-прибытий в крупнейших европейских городах. Берлин, Лондон, Париж и Милан — яркое тому подтверждение.

Замахнулись на десятку

По планам администрации Петербурга, к 2020 году город должен войти в топ-10 ведущих деловых европейских центров и в двадцатку мировых. Пока же в рейтинге международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA по объему конгрессного рынка он занимает 46-е место в Европе и 85-е в мире.

Анна Панова, эксперт по гостиничной недвижимости Rusland SP, отмечает, что ICCA проводит мониторинг прошедших мероприятий и, согласно ее данным, в 2015 году наибольшее количество мероприятий состоялось в Берлине (195), Париже (186), Барселоне и Вене (180 и 178 соответственно). По странам самое большое количество мероприятий проходит в США (926), Германии (667) и Великобритании (582).

"Для реализации поставленной администрацией города задачи есть все возможности. Его особенная локация — близость к границе с Евросоюзом, состояние коммерческой, транспортной инфраструктуры — способствует развитию бизнес-туризма. Кроме современного аэропорта Пулково, который способен обслуживать 15-18 млн пассажиров в год, в Петербурге развито паромное сообщение со странами Балтии, автомобильное — строительство скоростных автострад, реконструкция основных транспортных магистралей, что повышает качество и эффективность транспортной системы города и области", — перечисляет плюсы города Роман Шиман, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании E3 Group.

Деловой тормоз

Основным стоп-фактором, считает господин Шиман, для развития бизнес-туризма служит нестабильность экономики и не слишком хороший инвестиционный климат.

Для многих желающих посетить Петербург сотрудников компаний важной проблемой становится визовый режим. Так, если турист, прибывший на пароме, может 72 часа находиться в стране без визы, то безвизовое прибытие на самолете на 72 часа невозможно. Хотя в целом этого времени достаточно для посещения делового мероприятия.

Анна Энглас, консультант-аналитик отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE, считает, что развитие делового туризма в Санкт-Петербурге пока происходит слабо в силу небольшого количества крупных конгрессно-выставочных мероприятий.

В 2016 году количество бизнес-туристов, посещающих Санкт-Петербург, существенно не изменилось и осталось на уровне 500-600 тыс. человек. Средний срок проживания их в петербургских отелях составляет три-четыре дня.

Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, подсчитала, что в составе гостей отелей города стандартное количество участников мероприятий — 10-15%, и во время делового сезона в Санкт-Петербурге это правило сохраняется примерно на том же уровне. "Возможно, реально было бы привлечь больше частных мероприятий международного характера, если бы визовый режим был ослаблен", — согласна она.

В целом инфраструктура для развития конгрессного туризма в Петербурге достаточно развита: в Петербурге насчитывается 50-60 функционирующих конференц-центров разного формата и оснащенности и в том числе, с видеосвязью. "Рынок конгрессных центров имеет небольшой потенциал роста — для Санкт-Петербурга необходимо еще 5-10 центров современного формата. Стоимость аренды качественного зала в 100 кв. м обычно составляет 1,5 тыс. рублей в час. Для города привлекателен подобный вид туризма, так как такие туристы обладают более высоким платежеспособным спросом", — полагает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний "Финам". По его оценкам, рынок конгрессного туризма растет ежегодно примерно на 5%.

Разровнять спрос

Развитие MICE-сегмента является важным инструментом, который может существенно повысить общий уровень загрузки отелей города и выровнять его сезонность, увеличить поступления в бюджет. Основными требованиями для привлечения масштабных мероприятий являются наличие конгрессно-выставочного комплекса, отвечающего международным требованиям, и привлекательность города для туристов.

Эксперты при этом указывают на то, что, помимо инфраструктуры для развития конгрессно-выставочного туризма, в городе необходимо развивать и другие точки, которые были бы интересны деловым туристам в свободное от конгрессов время. Интересно, что для этого сегмента туризма в Петербурге прекрасно подходят зима и осень.

Участники рынка сходятся во мнении, что за последние два года город ощутил на себе серьезный приток иностранных посетителей, в первую очередь в связи с ослаблением национальной валюты. Низкие цены при неожиданно высоком для гостей уровне сервиса, а также упрощение визового режима с некоторыми странами и специальные программы для гостей с Ближнего и Дальнего Востока оказали положительное влияние на объем турпотока.

Петербургские отели увеличили стоимость номеров в среднем на 26% за последний год, повысив свой показатель EBITDA (у современных крупных гостиниц рост этого показателя составил 15-20%). При этом по результатам первого полугодия 2016 года средний показатель загрузки петербургских отелей достиг 67%, что на три процентных пункта больше, чем в прошлом году.

Татьяна Веллер отмечает, что гостиничный рынок Санкт-Петербурга, как и весь туристический, обладает крайне высокой сезонностью спроса. Исторически средние показатели загрузки в зимние месяцы не превышали 40%. В последние пару лет они начали расти — с общим подъемом рынка. "Есть основания полагать, что и в этому году они продолжат органический рост, следуя за усиливающимися позициями города в остальные, более популярные месяцы", — считает эксперт.

Елена Тищенко, заместитель руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE, считает, что для борьбы с сезонностью нужно увеличивать доступность Петербурга за счет все того же снижения визовых барьеров.

Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar, уверена, что для повышения интереса деловых и обычных туристов к городу необходимо, в первую очередь повышать их информированность о возможностях для отдыха в нем.

Китайцы и футбол

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА-Девелопмент", с коллегой согласна: "Петербургская зима вообще не заявлена в медийном пространстве как основа для туристического продукта. Трудно даже припомнить специальные мероприятия по продвижению наших зимних месяцев. Такое чувство, что город существует только в период белых ночей и исчезает в остальное время года. Здесь есть над чем поработать, тем более что наше классическое искусство, театральные сезоны зимой как раз в разгаре. Но вся фестивальная активность, в том числе по классическим видам искусства, смещена на лето. В Петербурге вполне мог быть представлен зимой событийный или деловой туризм. Можно было бы пропагандировать зимнюю рыбалку, катание на льду Финского залива, найти сопутствующие "фишки", которые привлекли бы в город дополнительные туристические потоки".

Кое-какие усилия в этом направлении все же делаются, считает Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate, но пока с ориентацией на рынок Азии. "Одна из знаковых программ — это China Friendly, которая направлена на увеличение потока туристов из Китая. По данным комитета по туризму Санкт-Петербурга, количество гостей из Китая только за первое полугодие 2016 года увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2014-2015 годами. Данный факт обусловлен заключенным соглашением между КНР и Российской Федерацией о безвизовых групповых поездках. При этом увеличилось и число туристов из Китая, которые начали приезжать в Россию самостоятельно", — приводит пример господин Починщиков.

Примечательно, что с увеличением числа китайских туристов некоторые магазины начали дублировать вывески на китайском языке, например, в Гостином Дворе, на Невском проспекте. В магазины высокого ценового сегмента стали нанимать продавцов со знанием китайского языка. Ритейлеры начали думать о "китаизации".

"На мой взгляд, сейчас важно формировать подобные программы, создавать комфортные условия, направленные на другие страны. Например, арабские страны или Европу", — рассуждает господин Починщиков.

Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге, уверена: "Для того чтобы поддержать туристический поток в низкий и средний сезоны, необходимо проводить крупные развлекательные мероприятия, фестивали, спортивные события мирового уровня, тем более что спортивная инфраструктура становится лучше год от года. Стоит уделять больше внимания и событиям городского масштаба, из которых можно сделать шоу. Помимо этого, необходимо работать над тем, чтобы привлекать MICE-туризм в межсезонье и постепенно выводить Петербург на уровень Москвы и Сочи. Упрощение визового режима, которое сейчас обсуждается властями, послужило бы хорошим катализатором для этого".

Господин Нигматуллин добавляет, что, как правило, инвестиции со стороны региональных властей в инфраструктуру (пешеходные зоны, обустройство парков, объекты культурного значения) способствуют позиционированию города как привлекательного туристического направления. "Таким образом, если инициативы властей в этом направлении будут обозначены и реализованы, интерес к городу будет постепенно возрастать. Также отмечу влияние на турпоток чемпионата мира по футболу 2018 года", — заключил он.

Источник: kommersant.ru

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть