IPG.Estate на MAPIC Russia: Инвестиции в торговую недвижимость

Компания IPG.Estate в партнерстве с MarketMedia провела дискуссию «Инвестиции в торговую недвижимость» в рамках MAPIC Russia 2019. Александр Волошин, руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций IPG.Estate выступил модератором сессии.

Несмотря на кризис, тема сессии «Инвестиции в торговую недвижимость» вызвала огромный интерес у участников международного форума и выставки MAPIC Russia 2019. Мест в зале не хватило, и девелоперы и ретейлеры стояли в три ряда. 

В настоящее время у «Декатлона» 120 тыс. м2 в собственности. Выступая в качестве инвестора-застройщика, ретейлер видит больше плюсов, чем минусов. «Мы выбираем наиболее ликвидные локации, устанавливаем более низкую ставку для наших магазинов и прогнозируем операционную деятельность без эксплуатационных затрат. Это позволяет нам увеличивать инвестиционную стоимость портфеля. С другой стороны, такие сделки требуют существенных инвестиций и долгого срока их возврата. Поэтому наша бизнес-модель ориентирована на долгосрочную перспективу и гарантирует стабильность для розницы. И сейчас для наших магазинов арендные ставки значительно ниже рыночных. Первые 3 года компания дает скидку 30%», — говорит Юлия Горощеня. 

Колхозный подход

Выступление президента группы Zenden Андрея Павлова оказалось сверхэмоциональным. «Максим (Левченко) сказал, что у них фермерский подход. А у нас, ретейлеров, подход даже не фермерский, а колхозный. Мы стоим на одну ступеньку ниже наших уважаемых девелоперов. И благодаря колхозному подходу как-то удается выжить», — иронизировал Андрей Павлов. Однако он отметил, что у него вызывает беспокойство сокращение в России малого и среднего бизнеса, а рынок недвижимости меняется на глазах, причем очень быстро. 

«ФНС сделала очень многое, чтобы рынок недвижимости начал потихоньку угасать. Кто был плательщиком аренды долгие годы? Это малый бизнес, который платил безумные арендные ставки и продолжает платить на 10-20% больше, чем те же якоря. Онлайн-кассы, претензии по дроблению бизнеса — все это уничтожает малый бизнес. Мы успели подхватить сети Mascotte, Thomas Munz, Alba. Пришла ФНС, забрала все что было, и сейчас ни одного магазина Alba, насколько мне известно, не осталось. Российский малый и средний бизнес вымирает. Дробиться по юрлицам уже нельзя, потому что у ФНС великолепный механизм, они приходят за каждым предпринимателем. А у многих по 10-20 юрлиц, и все это потом предпринимателям аукнется. Доля российских ретейлеров падает. Глобальных инвестиций нет в России, а fashion-ретейл – это второй по объему после еды потребительский рынок. Я, когда хожу по торговым центрам, то вижу, что там и 10% нет российских сетей. Производится все тоже за рубежом, в России и 5% не производится», — сетовал Андрей Павлов. 

Президент Henderson Рубен Арутюнян заявил, что развитие его сети тесно связано с развитием рынка моллов: «Мы исходим из того, что мы можем сделать, чтобы и мы развивались, и качественные центры развивались. Хочу отметить, что именно по качественным торговым центрам российский рынок далек от насыщения. Например, открылся хороший центр во Владивостоке, в наш магазин там каждый день приходит 1,5 тыс. человек. Наверняка есть города, где таких ТРК не хватает. Сегодняшний покупатель очень придирчиво выбирает, куда он пойдет. Поэтому мы трансформируемся: увеличиваем форматы магазинов (от 300 м2) и добавляем коллекции для разных целевых групп. В итоге ежегодно растем на 7-8 тыс. м2 площадей. Формат магазинов меняется вместе со сменой инвесторов. В 2010 году мы открывали магазины по 100-150 м2 и за 4 года утроили нашу сеть, после чего пришел новый инвестор, и мы изменили концепцию самой сети, это уникальное место для мужчин, неважно какого возраста. Раньше у нас были покупатели 35-50 лет, а сегодня это мужчины от 20 до 70 лет. С 2017 года начали реконцепцию магазинов, пригласили английских архитекторов, сейчас мы подписываем договор на открытие магазина площадью уже 500 м2, где покупатели могут сами выбирать ткани, фасоны. Но все это не произошло бы без нового инвестора — западного банка». 

Чужие здесь не ходят

Участники дискуссии отметили, что среди посетителей MAPIC Russia иностранцев практически не осталось. Речь идет не о ретейлерах, а о больших инвестиционных капиталах. «Если говорить еще о тенденциях, то иностранных денег практически не осталось, а те, что остались, тоже скоро убегут, они замещаются российскими деньгами. В последнее время на рынке образовались сумасшедшие избытки денег в рублях, и это очень чувствуется. Их очень много в определенных институтах. Понятно в каких — квазигосударственных компаниях. И эти деньги негде тратить. На Запад их не могут инвестировать, а здесь вкладывать очень тяжело. Это большой труд. Это как морковку сажать, ходить с лопатой и копать. Мне кажется, что сейчас время копателей, которые могут в ручном режиме на российском рынке толкаться. Потому что прогнозировать ничего невозможно, год — это самый большой в бизнесе объем прогнозирования. И если не ошибся, то это очень круто. А так вообще мы прогнозируем на 2-3 месяца вперед. И те, кто может в таких условиях жить и работать, то они как раз сейчас имеют хороший шанс для развития и завоевания рынка», — отметил Максим Левченко. 

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть