Array

Все услуги

Стратегия развития городов

Глядя на города, которые на глазах превратились из отголоска истории в технологичные мировые столицы, возникает вопрос. А каким бы я хотел видеть свой город через несколько лет? Достигнет ли градостроительство на отечественном рынке европейских высот? Валерий Трушин, Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, рассказал, почему развитие города невозможно без плана на десятки лет вперёд, а также какая стратегия наиболее соответствует текущему потенциалу Санкт-Петербурга.

План развития города: общемировая практика

Когда мы говорим о городах как о процветающих культурных центрах, на ум сразу приходят Барселона, Роттердам, Амстердам и Франкфурт. Но их масштабное преобразование началось с низких позиций: в промышленно-портовые города с избыточными территориями было необходимо вдохнуть новую жизнь.

Крупный земельный запас дает большой потенциал для развития. И то, что власти обратили внимание на этот вопрос, видно уже через пару десятилетий. Сегодня Амстердам, Барселона и ряд прочих городов органично совмещают в себе историко-культурную, экономическую и промышленную функции. Такой результат был бы невозможен без единой стратегии развития, реализуемой шаг за шагом.

Изменения требуют времени

Задаваясь целью повысить привлекательность города для бизнеса, туризма и горожан, власти должны детально продумать тактические шаги. Работа начинается с ответов на основные вопросы:

  • какие функции города станут определяющими, а какие – вторичны;
  • на какую аудиторию или какой бизнес нацелены изменения;
  • нужны ли для этих изменений отраслевые реформы и т.д.

Реформы и градостроительство осуществляются с упором на качество, но не скорость. Тут стоит трезво оценивать на сроки. Например, развитый рынок гостеприимства – история не просто про отели. Гостиничный бизнес завязан на доступности и разнообразии туристических кластеров, наличии современной городской инфраструктуры (парки, рестораны, торговые галереи), а также на обученном персонале, эффективность которого определяет развитая система образования.

На проработку каждого из этапов в среднем требуется около 10-15 лет. Сложив все требуемые шаги, выстраивается перспектива 35-40, а то и 50 лет.

Стратегия Санкт-Петербурга

Объективный взгляд на текущее развитие Санкт-Петербурга говорит нам об отсутствии комплексной стратегии. Более того – в общемировом масштабе Петербург стагнирует. Генеральный план города регулирует вопросы транспортной инфраструктуры и функционального зонирования. Фактически это прикладной инструмент, который способен дополнить, но не заменить стратегический план.

Проекты комплексных освоений под жилую застройку – также лишь малая часть пути прогрессирующего мегаполиса. Но и в этом сегменте Петербург уступает прогрессивным городам. Прирастая многоэтажными жилыми кварталами, город не отвечает себе на вопрос: для каких людей это жильё?

Почему они хотят там жить? Что Петербург может им дать?

Город – это бренд

Бренд культурной столицы сегодня – скорее, притча во языцех, нежели реальная компонента, ориентированная на конкретную аудиторию. В этом скрыта большая опасность, связанная со сменой поколений и их ценностей.

Аргументы в пользу посещения нашего города начинают звучать абстрактно. Каникулы в Петербурге – это традиция, но как долго она будет жить? Белые ночи, разводные мосты, реки и каналы, а также самое большое количество музеев в России – это данность, которая активно используется, однако это скорее историческое наследие, которое не может развивать бренд. Для улучшения имиджа необходимы изменения, адаптация к интересам новых поколений и развитие бизнес-отраслей. Но сам по себе процесс не запустится.

Проблема политической воли

Санкт-Петербург получил импульс к росту незадолго после кризиса 2008 года. Городские власти стремились привлечь инвестиции, что нашло отражение в динамичном развитии деловой инфраструктуры. Тогда же были обозначены договорённости по переезду «Газпрома», и сегодня Петербург получил крупнейшего налогоплательщика.

Обогащая город, власть получает ресурсы для стратегического планирования. Но решения меняются вместе с управленцами. Сегодня Петербург остаётся городом одного сезона, и основной поток туристов привлекается лишь в летний период.

Чтобы сформировать план развития Петербурга, необходимы всего две составляющие:

  • Политическая воля (захотеть развивать город);
  • Принятие мер (инициировать сбор экспертной группы среди прогрессивных представителей коммерческой, научной и общественной сфер жизни).

Стоит только соблюсти оба условия, и город получит комплексную стратегию развития. Но если политическая воля слаба или вовсе отсутствует, все разговоры о преобразовании города останутся на уровне лозунга. И в этом заключается проблема Северной столицы.

Кластерное развитие

Несмотря на статус города-музея, Санкт-Петербург преуспевает и в образовательной сфере. ВУЗы выпускают как научный продукт на базе исследовательских центров, так и студентов, которые могут работать в науке или реальном секторе.

Коммерческой отрасли интересна работа с научными кругами. Сегодня этот интерес инертный – бизнес приходит за обученными кадрами. Но когда сам город заявляет о качестве ВУЗов, их выпускников и научной базы, предлагает льготы и территории под образовательные кампусы, развитие происходит совершенно иными темпами. Хороший тому пример – Высшая школа менеджмента в Стрельне. Появление факультета – продукт коллаборации попечительского совета, спонсоров и властей. И эту практику можно применять в масштабах всего мегаполиса.

Потенциал Санкт-Петербурга позволяет выбрать несколько базовых векторов развития и сформировать кластеры. Так с релокацией «Газпрома» городу открылись перспективы роста деловой активности. Вокруг его башен могут фокусироваться компании нефтегазового и технологичного секторов, гостиницы, жильё, и город получит формат Сити по примеру Москвы.

Второй кластер может сопрягаться с наукой. Там, где отстраиваются образовательные кампусы, появляются и спортивные объекты, лаборатории, коворкинги. Вся эта инфраструктура улучшает имидж города, привлекает новых жителей и открывает новые горизонты бизнесу.

Немаловажный вектор кластерного развития – культурное наследие. Музеи – индустрия не только образовательная, но и развлекательная. Идя в ногу с современным миром, музеи должны давать яркий интерактивный опыт его посетителям, коллаборироваться с бизнес-площадками и взаимодействовать с научными кругами. Основа таких преобразований – всё то же планирование, драйвером которого должна выступать власть.

Принимая кластерную стратегию, город приходит в урбанистический баланс. У Петербурга есть мощности, чтобы поддерживать различные сферы городской жизни. Остаётся применить их и путём коммуникации, вовлечения и временных затрат постепенно создавать обновлённый бренд Санкт-Петербурга.

Читайте также

Хотите получать актуальные новости на почту?

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Вы успешно подписались на новости IPG.Estate.

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Запросы (0)

ИзбранноеСмотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.